Паропроводы в отопительных системах
Главный паропровод собирают по определенной схеме. Рассмотрим основные схемы паропроводов, которые имеют двойную магистраль с одиночными ответвлениями к котлам и потребителям пара. При повреждении какого-либо ответвления отключают только один агрегат или потребитель пара. Все запорные устройства устанавливают обычно на ответвлениях. В нормальных условиях обе магистрали работают одновременно. При повреждении одной магистрали ее выключают и в работе остается только вторая магистраль. Обе магистрали должны находиться под паром, иначе при аварии невозможно немедленно перейти на работу другой магистрали, поскольку требуется некоторое время на разогрев холодного резервного паропровода.
Недостатками этой системы являются значительная длина паропровода и сложные вилочные соединения, а преимуществами — удобство переключений с одного паропровода на другой и отсутствие задвижек на главной магистрали. При любой аварии задвижки фланцевого соединения или тройника выходят из строя только один котел и один потребитель пара.
В котельных установках без автоматики применяют редукционный клапан, состоящий из корпуса с тарелкой, свободно скользящей по штанге. На нижнем конце штанги укреплен поршень с резиновым уплотнительным кольцом. Цилиндр, в котором находится поршень, соединен трубкой с полостью клапана под тарелкой. Внутри этой трубки помещается штанга с зазором. Над цилиндром находится поперечина, которая служит опорой для пружины И,
Пар входит в отверстие клапана под тарелку и одновременно по зазору между штангой и трубкой в цилиндр и давит вверх на тарелку и вниз на поршень. Если давления поршней равны, при вывернутом шпинделе и свободном состоянии пружины клапан уравновешен и пар в полость за тарелкой не поступает.
При вращении маховичков по часовой стрелке штанга поднимается вверх, а пружина сжимается и свободно сидящая на ней тарелка поднимается и доходит до упора в гайку па верхнем конце штанги. В образовавшийся зазор между тарелкой и ее седлом начинает поступать пар, давление которого постепенно повышается до предела, соответствующего натягу пружины. Когда давление пара превысит натяг, пружина начнет сжиматься и тарелка будет опускаться, пока давление за клапаном не снизится до требуемого. Таким образом, установка клапана на требующееся давление производится вращением маховичков в ту или иную сторону. На паропроводе до клапана должен быть установлен вентиль, а за клапаном — вентиль, предохранительный клапан и манометр. В котельных установках с применением автоматики для поддержания в заданных пределах температуры и давления пара используют редукционно-охладительные установки РОУ.
Эти установки оборудованы приборами автоматического контроля регулирования температуры и давления, называемыми колонками дистанционного управления (КДУ).
По паропроводу острый пар поступает к регулирующему клапану, приводимому в действие с помощью сервомотора, в котором происходит снижение (дросселирование) давления пара; после регулирующего клапана пар проходит через охладитель пара.
Для подачи пара от котла потребителю или отключения от него на трубопроводе насыщенного пара (непосредственно у котла) устанавливают парозапориый вентиль или задвижку.
Вентиль ставят так, чтобы пар из котла шел под тарелку, стремясь поднять ее. Тарелка имеет ребра, которые предотвращают перекашивание ее и неправильную посадку на седло.
При пуске пара в холодный паропровод в период его прогрева происходит значительная конденсация пара и скопление в нем воды. Кроме того, во время работы паропроводов возможны забросы воды из котлов в паропроводы, что может вызвать гидравлические удары и их разрушение.
Большую опасность представляют гидравлические удары в паропроводах для насыщенного пара, где может быстро происходить конденсация пара. Во избежание гидравлических ударов паропроводы снабжают водоотделителями, в которых происходит отделение воды от пара с помощью сепарации. Вода, скапливающаяся в нижней части водоотводчика, автоматически отводится в дренажную линию.
Паропроводы укрепляют па опорах, несущих массу всей системы паропроводов и являющихся направляющими при движении паропроводов под действием тепловых удлинений. Опоры бывают неподвижными и подвижными. Неподвижные опоры используют в качестве «мертвых точек», которыми называются места присоединений паропровода к котлу, водоотделителю и паровому двигателю. На подвижных опорах паропровод может перемещаться в заданном направлении.
Тепловая изоляция трубопроводов. Для уменьшения потерь тепла горячими поверхностями трубопроводов и арматуры в окружающую среду применяют тепловую изоляцию — мастичную пли сборного из штучных изделий (плит, скорлуп, сегментов и автоклавного пенобетона). В качестве изоляционных материалов используют пеностекло, асбестоцемент, минеральную вагу, пенобетон и др. Тепловая изоляция состоит из теплоизоляционного, покровного и отделочного слоев. Для покровного и отделочного слоев применяют толь, пергамин, стеклоткань, фольгоизол, листовую сталь и дюралюминий. При бесканальной прокладке в умеренно влажных песчаных грунтах делают усиленную гидроизоляцию и асбестоцементную штукатурку по каркасу из проволочной сетки, при канальной и надземной прокладках — аебестоцементные полуцилиндры, кожух из тонколистового алюминиевого сплава АЛ 1-Н и кожух из тонколистовой стали, оцинкованной или окрашенной алюминиевой краской АЛ-177.
Для укрепления изоляционного материала на трубах используют плетеную сетку, проволочные бандажи, стяжные кольца и сшивки. В целях предохранения от коррозии трубы с наружной стороны покрывают защитным слоем в зависимости от температуры теплоносителя: до 100°С — битумной грунтовкой и двумя слоями изола по изольной мастике, оберточной бумагой; до 150°С — битумной грунтовкой и двумя слоями изола по изольной мастике, оберточной бумагой или шпаклевкой и эпоксидной эмалью; до 300°С — грунтовым и тремя стеклоэмалевыми покровными слоями.
Назад